ЗИС-115 ⋆ СССР: Проданная страна | СССР: Проданная страна
СССР

ЗИС-115




Бронированный лимузин ЗИС-115

ЗиС-115 — автомобиль высшего класса, бронированный вариант лимузина ЗИС-110. Бронированный лимузин ЗИС-115, создавали одновременно с базо­вым вариантом ЗИС-110. И для этого были убедительные основания. В ноябре 1942 года на Сталина И.В. была предпринята попытка покушения, правда, неудачная. Тогда дезертировав­ший из Красной армии Савелий Дмитриев, спрятавшись на Лобном месте на Крас­ной площади, произвел три выстрела по правительственной машине, выезжавшей из Спасской башни Кремля.

Одна из угодивших пуль разбила фару, но машина оказалась Анастаса Ивановича Микояна, а вовсе не Сталина. Тем не менее, выводы были сделаны — на заводе ЗИС начались работы по созданию легкового автомобиля со скрытым бронированием. Кузов с противопульной и противоосколочной броней из стали толщиной 6,3 мм и толстые пуленепробиваемые стекла (75,5 мм) в дверях у ЗИС-115 могли выдержать тогда обстрел из любого огнестрельного оружия, но сам лимузин оказался тяжелее базовой модели (около 5 тонн).

Бронированный лимузин ЗИС-115

Лимузин имел двойное днище, двойную крышу и особо усиленную заднюю стенку. Стёкла дверей перемещались в своих проёмах лишь наполовину, причём вниз они опускались за счёт собственного веса поворотом специального барашка, а вверх поднимались с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных внутрь двери. Кроме усиленных замков дверей на обеих задних и правой передней дверях имелись массивные цепочки (как на дверях в квартиру), предотвращающие возможность их нежелательного открытия. Сама дверь весила около 300 кг. В результате пришлось форсировать стандартный двигатель ЗИС-110 до 162 л. с. Тем не менее, разгонная динамика и скорость бронированной ма­хины (100 км/ч) заметно уступала ЗИС-110. При этом контрольный расход топлива на ЗИС-115 достигал 27,5 л на 100 км.

Бронированный лимузин ЗИС-115

Внешне отличить бронированный ЗИС-115 от обычного ЗИС-110 неспециалисту сложно, хотя некоторые характерные индивидуальные черты у броневика все же имеются. Прежде всего, это заметно выступающие колесные колпаки. Бронированный лимузин получился тяжелее базовой модели, из-за чего потребовалось изменить задний веду­щий мост машины, а ступицы такого моста заметно выступают наружу. Чтобы скрыть их, пришлось делать специальные версии колесных колпаков. Специально для брони­рованной версии на Ярославском шинном заводе разработали новые покрышки 7,50-17 большего диаметра (820, а не 795 мм). Еще на ЗИС-115 обязательно устанавливали третью дополнительную фару перед решеткой радиатора.

Правда такой же фарой оснащались неко­торые ЗИС-110 из правительственного гаража. Кроме того, некоторые «ЗИС-115» были оборудованы кондиционером. Компрессор располагался под капотом, а сама охлаждающая установка размещалась в багажнике. Воздуховоды были выведены в салон и располагались по обе стороны от заднего стекла. Заднее сиденье в этих машинах было набито гагачьим пухом и обтянуто дорогим сукном. Передние кресла обшивались кожей. Об особом подходе к автомобилю первого лица государства говорит вот эта выдержка из инструкции по эксплуатации «ЗИС-115»: «Звучание сигналов должно быть певучим и чистым ... в мажорном трезвучии между звуками сигналов высокого и среднего тонов должен быть интервал малая терция, а между звуками сигналов нижнего и среднего тонов — большая терция».

Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115

Всего по данным из разных источников, было выпущено 32-38 бронированных ЗИС-115. Некоторые из этих автомобилей, выпускавшихся с 1947 по 1954 год, дожили до наших дней. Все они находились в распоряжении Генералиссимуса.

Два лимузина в Ленинграде, около десяти в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье. Один из ЗИС-115 отправился в КНДР Ким Ир Сену, а другой такой автомобиль в 1953 году был подарен председателю Центрального Комитета Польской Объединенной Рабочей партии Болиславу Беруту и президенту Финляндии.

Источники информации: 1. альманах «Автолегенды СССР» №16 2. Википедия

 


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий