СССР

ЗИС-110




Лимузин ЗИС-110

6 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение не нарушая темпов роста оборонной про­дукции восстановить производство автомобилей на автозаводе имени Сталина (ЗИС) в Москве. 14 сентября 1942 года был подписан Приказ Наркомата среднего машинострое­ния о создании на заводе ЗИС нового легкового автомобиля высшего класса. 14 сентября 1942 года директор завода ЗИС И.А.Лихачев издал при­каз №723 от 19.09.1942 года о создании на заводе конструкторско — технологического бюро по проектированию автомобиля ЗИС-110.

Следовательно, еще до решающей битвы под Сталинградом, когда предрешился исход Великой Отечественной войны, в Москве начались работы по созданию нового послевоенного (!) правитель­ственного лимузина. С лета 1943 года работу бюро по легковому автомобилю ЗИС-110 возглавил пришедший на должность заместителя главного конструктора ЗИС в 1942 году Андрей Николаевич Островцев. В свое время он работал главным конструктором автомобильного отдела НАМИ, а позднее в той же должности на заводе КИМ (впоследствии — АЗЛК).

За основу автомобиля ЗИС-110 был взят американский Расkаrd-180,1942 модельного года. Выбор прототипа, вероятно, определен тем, что с конца 1930-х годов в гараже И. В. Сталина имелись бронированные лимузины, в том числе и Расkаrd. Вероятно поэтому для нового советского правительственного лимузина заводу рекомендовали выбрать автомобиль той же марки.

Автомобиль Паккард (Packard)

В феврале 1944 года на рассмотрение дирекции ав­тозавода конструкторско-технологическое бюро передало два макета нового легко­вого автомобиля, из которых предстояло выбрать окончательный вариант. По нему в очень короткий срок, до 1 мая того же года, нужно было произвести в металле два опытных образца ЗИС-110, один с обычным кузовом, а второй со специальным брони­рованным. Какие же кон­струкционных особенности были впервые применены на автомобиле ЗИС-110? Главная передача заднего моста стала гипоидной, что позволило опустить ниже карданную передачу и совершенно отказаться от туннеля для нее. Передача этого типа создавала мень­ше шума при работе. Впервые тормоза оказались с ги­дравлическим приводом и барабанными тормозными механизмами с колодками плавающего типа. Передняя независимая под­веска передних колес, передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости также стали новинкой, впервые примененной на отечественном автомобиле. Все эти новшества позволили обеспечить плавность хода, бесшумность и высокий комфорт лимузина.

Лимузин ЗИС-110

На ЗИС-110 установили восьмицилиндровый мотор, основательно переработанный паккардовский,который стал самым большим по объему (6005 см3) и самым мощным (140 л. с.) отечественным силовым агрегатом. Новинкой оказалось также использование в его системе газораспределе­ния гидравлических толкателей (компенса­торов зазоров) клапанов. Распределитель­ный вал приводился в действие бесшумной пластинчатой цепью Морзе. Ведущим конструктором по двигателю был А. П. Зигель. Двигатель с необыч­но высокой для того времени степенью сжатия (6,85) нуждался в подобающем бензине с октановым числом 74.

По этой причине для ЗИС-110 в стране пришлось специально налаживать выпуск такого бензина… Характеристики двигателя разрешили оборудовать автомобиль трех­ступенчатой коробкой передач с рычагом управления на рулевой колонке — впервые размещенной таким образом, опять же, на ЗИС-110. С учетом того, что на базе ЗИС-110 должен быть создан бронированный лимузин, габариты кузова делали с небольшим запасом, чтобы потом можно было без затруднений установить внутрь бронированные листы.

В итоге ЗИС-110 стал немного шире и длиннее, чем Packard-180, и в результате более красивым и представительным, чем его американский прототип. Цельнометаллический кузов не был несущим, он ставился на мощную лонжеронную раму с Х-образной поперечиной посередине. Такая конструк­ция обладала хорошей сопротивляемостью к скручиванию рамы и имела приличный запас прочности.

Лимузин ЗИС-110

ЗИС-110 слыл самым комфортабельным советским автомобилем послевоенного вре­мени: хорошая шумоизоляция, улучшенная система отопления, серийно устанавливаемый радиоприемник, сиденья с набивкой из гагачьего пуха, опускающаяся с помощью электрогидропривода стекля­ная перегородка между кабиной водителя и салоном (кузов типа «лимузин). При не­обходимости из перегородки салона можно было разложить два дополнительных сиде­нья — страпонтена, превратив пятиместный автомобиль в семиместный...

Приборная панель включала в себя спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота (красные), дальнего света (синяя или фиолетовая), зажигания (зеленая). Стрелка спидометра имела трехцветную подсветку, переключающуюся в зависимости от скорости: на скорости до 60 км/ч включалась зеленая подсветка, от 60 до 120 км/ч — желтая, свыше 120 км/ч — красная. До войны кузовные штампы, сварочные кондукторы заказывались в Америке. Во время изготовления ЗИС-110 пришлось всю оснастку производить собственными силами.

Эмблема автомобиля ЗИС-110

Автором эмблемы на ЗИС-110 стал инженер-конструктор по кузовостроению Борис Николаевич Орлов. По его словам, задание разработки новой эмблемы поставил директор завода И.А.Лихачев. Эта эмблема должна была подчеркнуть государственную значимость автозавода и победу советского народа в Отечественной Войне. Само же задание звучало приблизительно так: необходимо изобразить красное знамя в лучах восходящего солнца. Конструктор вспоминает: «Когда ставится творческая задача, появляется необычай­ное желание ее выполнить. Я не художник, но и то загорелся. Требовалось найти подходящее изображение знамени, но как много раз оно уже везде изобража­лось — найти что-то новое было нелегко.

И вот однажды апрельским утром я увидел то, что искал — высоко над головою, над выступающим фасадом здания завода «Ди­намо», ярко освещенное лучами утреннего солнца, колышется, развевается, движимое ветром красное знамя (была подготов­ка к празднику). Вот он образ: «Знамя красное реет гордо... в лучах победных, на вершине могучей стройки». На другой день я уже с утра показывал свои эскизы Лихачеву, он долго рассматривал и сказал: «А знаешь, мы с тобой обыграли скульпто­ров! Это, пожалуй, лучшее, из того, что мне уже принесли!» Впоследствии эта эмблема появилась не только на ЗиС-110, но и на автобусах, велосипедах. Она стала настоящей визитной карточкой завода. Опытный образец ЗИС-110 был утвержден к производству Государственным Комитетом Обороны 20 сентября 1944 года, а первый автомобиль сошел с конвейера 20 июля 1945 года, всего через два месяца после окончания Великой Отечественной войны.

Лимузин ЗИС-110

За создание лимузина ЗИС-110 группа конструкторов в составе А.Н. Островцева, Л.Н. Гусева, А.П. Зигеля, Б.М. Фиттермана в 1946 году была удостоена Сталинской премии СССР  II степени. По распоряжению И. В. Сталина один из выкрашенных в зеленый цвет лимузинов ЗИС-110 был подарен Патриарху Москов­скому и Всея Руси Алексию Первому за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже в наше время, в полно­стью комплектном состоянии, не требующем реставрации, этот автомобиль патриарх Алексий Второй передал в автомобильный музей, где он и находится сейчас. Сталин также дарил лимузины ЗИС лидерам дружественных стран.

 

Схема лимузина ЗИС-110

ТТХ лимузина ЗИС-110


Источники информации: 1. альманах "Автолегенды СССР" №16 2. Википедия


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий










\