Возвеличивание личности Ленина ⋆ СССР: Проданная страна | СССР: Проданная страна
СССР

Возвеличивание личности Ленина




Возвеличивание личности ЛенинаОбраз Ленина еще при его жизни начал обрастать легендами, народными преданиями, сказками и мифами, в которых он уже на все сто процентов выступал как легендарный персонаж. После того, как Владимир Ильич отошел от активной деятельности, началась жестокая борьба за наследство главного вождя партии и государства в теоретической и идейно-практической области. К этому моменту сложилась определенная харизма — представление о Ленине как о непогрешимом и мудром народном лидере,

обозначились черты его культа с религиозно-мистическим оттенком. Похороны Ленина в 27 января 1924 года явились одним из самых важных актов сакрализации его образа, уже и до этого глубоко запечатлевшегося в сознании народа в качестве символа революции и связанных с ней побед. Ленинской теме посвящены буквально потоки писем, шедших снизу.

Эти письма, с выражением любви к вождю и верности его идеям, в общем, однотипны по содержанию и вряд ли сегодня внесут что-либо новое при их публикации, тем более, что они в основном повторяют то, что публиковалось о Ленине в советской печати. Шумная кампания по дальнейшему возвеличиванию личности Ленина проходит через все 1920-е годы. Информация с мест сообщает о повсеместных переименованиях и воздвижении монументов в его честь.

Огромный ажиотаж был связан с постройкой Мавзолея. К тому же партийные лидеры, которые сами со времен революции находились в тенетах вождистского мышления, как правило, не прекращали, а напротив поощряли аналогичные инициативы, исходившие снизу. Поднятием культа личности Ленина они способствовали мистификации власти, а большая часть того ореола, которая окружала Ильича, как бы переносилась и на них. Отсюда — развертывание борьбы за то, кто будет более последовательным и настоящим ленинцем, канонизация ленинского наследия. Иногда данная кампания приобретала несуразные и безобразные формы, подыгрывая далеко не исчезнувшему в народе культовому и религиозному сознанию.

Так например, на XV съезде ВКП(б)в декабру 1927 года от рабочих сахарозавода им. Пятакова вручались подарки: «бюст дорогого вождя, Владимира Ильича Ленина из 11 пудов сахара» и «вылитый из сахара барельеф-портрет нашего железного, непоколебимого генерального секретаря т.Сталина».2 Безусловно, среди благоразумной части советского общества зрел протест против подобного рода извращений, что, в частности, доказывает письмо А.П.Полякова из с. Юрьевского Абрамовской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии от 10 мая 1927 года: "Опять за старое. Работая в деревне и ведя антирелигиозную пропаганду, мне приходится сталкиваться с взрослым крестьянством, которое прямо заявляет: «А что, разве нет новой советской религии?

Есть, и мощи есть, или, вернее существует новое идолопоклонство», подразумевая под мощами мавзолей Ленина и под идолопоклонством массу существующих памятников. Разве, говорят, не ездят поклоняться «Мощам» или для чего существуют памятники, как не для поклонения. Я лично не отрицаю важности существования мавзолея Ленина, так как слишком интересно в действительности посмотреть Вождя пролетариата, который так много сделал для трудящихся, о котором также немало пишут и говорят. Но чем вызвано существование памятников, я до сего времени не знаю и, на свой взгляд, не нахожу в них никакой необходимости. Мне приходилось точно такое же мнение встречать в газетах, где говорится о том, что памятники не нужны, и их незачем воздвигать. Несмотря на это памятники продолжают воздвигать. На страницах «Комсомольской правды» от 5 мая за номером 585 мне бросилось в глаза новое открытие памятника Б.И.Ленину, фундамент которого сооружен из двух паровозных скатов.

Спрашивается, к чему и для чего? Лучше бы на затраченные на это средства у несколько десятков человек ликвидировать неграмотность. Это было бы лучшим памятником Б.И.Ленину и притом же шаг по пути к строительству- социализма. А памятники — это не нужно и уже отжившая вещь. И если не отступление назад, то шаг в обход с прямого пути строительства социализма. Поляков Александр Петрович Я предлагаю по данному вопросу высказаться, решив, нужно ли нам воздвигать никому и ни на что не нужные памятники."3 Все это возвеличивание советских вождей сопровождалось или пренебрежением к памятникам «проклятого дореволюционного прошлого», или их сносом и разрушением. Как раз с этого времени возникает особое,по-видимому, ни одной стране так не свойственное, как России XX века, явление, когда тот или иной поворот в политике начинался прежде всего со свержения и дискредитации прежних властных символов и святынь.

Источники информации: 1. "Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918 — 1932 гг." 2. "Формирование административно-командной системы. 20-30-е годы." Сб. статей. М., 1992. С. 193-194. 3. РГАЭ. Ф.396. Оп.5. Д.ЗО. 4.1. Л.410-410 (об). Подлинник. Рукопись.


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий