ВАЗ-2108 ("Спутник") ⋆ СССР: Проданная страна | СССР: Проданная страна
СССР

ВАЗ-2108 («Спутник»)




ВАЗ-2108

В феврале 1981 года с трибуны XXVI съезда КПСС министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков официально заявил о создании новой модели легкового автомобиля.
Министр заявил, что в одиннадцатой пятилетке на Волжском автомобильном заводе будет создана машина с передни­ми ведущими колесами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.
Переднеприводная схема давно привле­кала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов.
Поперечное расположе­ние двигателя и ведущих передних колес при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяло сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного. За счет этого возникла возможность более эффективного исполь­зования пространства в машине, увеличе­ния курсовой устойчивости и проходимо­сти по дорогам со скользким покрытием, исключения заносов из-за пробуксовки колес.
А самое основное, повышался уровень безопасности при лобовом ударе.

ВАЗ-2108

Ряд западноевропейских автомобильных компаний, в том числе «Фиат» (Италия), уже давно выпускали переднеприводные легковые автомобили и поэтому у конструк­торов ВАЗа была возможность ознакомиться с ними, составить собственное мнение о преимуществах переднего привода.
Первый прообраз автомобиля ВАЗ-2108 был собран еще в де­кабре 1978 года, а в течение 1979 года шла работа с прототипами первой серии. Их удачный вид полностью соответствова­л мировым тенденциям дизайна легковых автомобилей того времени и в ходе отработ­ки конструкции его практически не изменя­ли.
Стиль автомобиля разработали дизайнеры В. Пашко и В. Кряжев под руководством Марка Васильевича Демидовцева.

ВАЗ-2108

В 1980 году вышли в свет прототипы вто­рой серии. Тогда же Министерство автомобильной промышленности СССР, предви­дя экспортные перспективы новой модели, подключил ряд западноевропейских фирм к доводке ВАЗ-2108 и приспособлению его к многообразным требованиям внешних рынков сбыта.
Для ускорения запуска в се­рийное производство автомобиля с новой для автомобильной промышленности СССР переднеприводной компоновкой был заключен контракт с западногерманской компанией «Порше».
Почему именно с ней?

ВАЗ-2108

Во-первых, компания «Порше» не являлась прямым кон­курентом ВАЗа, так как не выпускала автомобилей подобного класса, а во-вторых, это известная инжиниринговая фирма, выполняющая заказы многих зарубежных автомобильных компаний.
При этом необходимо подчеркнуть, что новая «Лада» была полностью создана советскими конструкторами, а специалисты «Порше», обладающие большим опытом, подключились к работам на стадии до­водки автомобиля.
Основная помощь немецких коллег пришлась на двигатель объемом 1300 см3 (проект «Гамма»), который был для ВАЗ-2108 приоритет­ным. Унифицированные с ним двигатели объемом 1100 и 1500 см3 создавались и дорабатывались параллельно собствен­ными силами завода.
Всего же на ВАЗ-2108 было закуплено более 20 лицензий. Различные европейские компании предоставили права на про­изводство передних дисковых тормозов, вакуумного усилителя тормозов, реечного рулевого управления, синхронизаторов коробки передач, сцепления, стоек перед­ней подвески, шарниров равных угловых скоростей ...
Следующая серия прототипов (с условным обозначением «серия 100», по правилам наименования опытных серий, принятым в «Порше») относится к 1981 году. В этой серии уже были учтены замечания европейских партнеров ВАЗа. Каких-либо внешних видоизменений автомобиль не претерпел, а вот конструкция многих узлов и систем подверглась существенному усовершенствованию.

ВАЗ-2108

В частности, был сделан акцент на безопасности, долговечности, удобстве пользования автомобилем.
Последние прототипы («серия 300») вы­пустили в 1982—1983 годах. Это уже были фактически предсерийные машины, точ­но такие же должны были сойти с конвейера.
Подготовка производства велась парал­лельно с доводкой автомобиля, поэтому «серию 300» оснастили многими деталями, изготовленными по окончательно отрабо­танным технологиям.

ВАЗ-2108

Среди ключевых особенностей в меха­нической части новой модели необходимо отметить следующие: зубчатый ремень для привода распределительного вала, пятиступенчатая коробка передач (впервые примененная в модельном ряду ВАЗ), реечное рулевое управление, вакуумный усилитель тормо­зов, передние дисковые тормоза с плаваю­щей скобой, а также радиальные шины; электронная система зажигания с бескон­тактным прерывателем-распределителем и катушкой зажигания с высокой энергией разряда, фары с регулировкой в за­висимости от нагрузки машины.
Кроме этого, по лицензии французской фирмы «Солекс» (Solex) для ВАЗ-2108 был изготовлен новый карбюратор.
В целом же на ВАЗ-2108 внедрено столько новинок в конструкции, сколько до тех пор не было ни на одном из вазовских автомобилей.
Новому автомобилю необходимо было придумать собственное имя. Дизайнеры остановились на «Спутнике» и передали конструкторам графику с этим названием. Хотя оно еще и не было утверждено, Г Мирзоев дал «добро» использовать его на опытных сериях автомобилей.
Постепенно это наименование перешло и на серийные машины.
Привычная нам сегодня «Самара» появилась намного позже, когда ВАЗ-2108 пошли на экспорт. Время показало, что «Спутник» не при­жился, и со временем оказался полностью вытеснен более удачной «Самарой».
Под этим наименованием машины стали поставляться и на внутренний рынок.
В народе автомобиль получил прозвище «Зубило» за характерный клиновидный кузов и заостренную маску решетки радиатора.

ВАЗ-2108
ВАЗ-2108


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий