НАМИ-1, первый легковой автомобиль в СССР ⋆ СССР: Проданная страна | СССР: Проданная страна
СССР

НАМИ-1, первый легковой автомобиль в СССР



В 1926 г. в СССР спроектировали малолитражное авто "НАМИ-1". Конструкция его проще самовара. К трубе 235 мм, представлявшей хребет рамы, сзади крепилась независимая подвеска, а впереди V-образный двигатель в два цилиндра, объёмом 1160 см3, с естественным охлаждением и мощностью 18,6 л.с. При 2600 об/ мин. он разгонялся до 75 км/ч., потребляя 8 литров на 100 км. У автомобиля отсутствовал межколесный дифференциал, что увеличивало клиренс. Бензин в карбюратор подавался самотеком. Малая степень сжатия позволяла использовать самое дешёвое топливо. Мотор заводился посредством ручного стартера, аккумулятора не было. Вес автомобиля составлял 700 кг.

Опытные образцы без поломок доехали из Москвы в Севастополь и вернулись, отлично преодолев русское бездорожье. С громким шипящим звуками, за что автомобиль получил прозвище "примус", "НАМИ" носились по столице, обгоняя американский автопром, на который в конце 20-х СССР взяло равнение. В 1928 году машина пошла в серию.

Судьба

В инженерных кругах "НАМИ" произвел настоящий фурор. Серийный выпуск начался на заводе "Спартак", к сожалению, совершенно не имевшему технологических условий. Посыпавшиеся претензии поставили под сомнение целесообразность производства. Проблемы создавал и кузов, поступавший с бронетанкового завода номер 2. В 1928 г. выпустили 50 шт. В следующие два года соответственно 156 и 160. После модернизации увеличили мощность мотора до 22 л.с. при 2700 об/мин. "НАМИ" получил электростартер и спидометр. Кузов вмещал 4 человека. Инженеры предложили выпуск автомобиля на специализированном предприятии до 4,5 тыс. штук, что позволило бы снизить себестоимость, но на Волге уже строился ГАЗ, заточенный на "Форд". В России во все времена больше доверяли заморским мастерам, чем своим.

В 1931 году выпуск "примуса" свернули, успев вывести на дороги 412 машин.

Шарапов

Конструктором "НАМИ" был Константин Андреевич Шарапов. На момент рождения "примуса" ему было 27 лет. Человек удивительной судьбы, талантливый инженер, взявший в автомобилестроении за принцип простоту конструкции. В 1938 г. был осужден и отправлен на Колыму. В годы войны самостоятельно сконструировал авиационный дизель. Освободился в августе 1948 г., в январе 1949 снова арестован. Освобождён и реабилитирован после смерти Сталина. Умер в 1980 г.

Рама без кузова

Шараповские "примусы" много лет месили грязь российских дорог.

Удалось им поучаствовать и в Великой Отечественной войне. На сегодня сохранились три машины и рама без кузова. Полторы машины экспонируются в Политехническом музее, одна в музее "Гидромаш"(бывший "Спартак") и одна в частной коллекции.


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий











 \