Гараж особого назначения ⋆ СССР: Проданная страна | СССР: Проданная страна
СССР

Гараж особого назначения




Гараж особого назначения

Российский император Николай II чрезвычайно любил путешествовать на автомобиле, даже брал его с собой в дальние поездки. Автомобиль загоняли в специальный вагон-гараж, где с ним в специальном купе ехали шофёры, механики и, конечно же, запчасти. Царь имел самый солидный автомобильный парк среди правителей того времени: к 1917 году его гараж насчитывал 46 автомобилей! До февраля 1917 года императорский гараж числился за Министерством императорского двора и уделов, а после Февральской революции весь автомобильный парк императорского гаража был реквизирован. Гараж получил новое название — Автомобильная база Временного правительства, новое контролирующее ведомство — Комиссариат имуществ республики и 16 автомобилей, которые были реквизированы у сбежавших от революции за границу владельцев.

24 октября 1917 года, в разгар революционных октябрьских событий, на базу из Петроградского ВРК поступило указание: «Всё имущество Базы переходит в собственность Военно-Революционного Комитета. Все служащие остаются на своих местах. База должна исполнять только предписания, санкционированные Военно-Революционным Комитетом». И опять автобаза получила новое название – Автоконюшенная база Совнаркома, а позднее – Военная автомобильная база СНК (Совета Народных Комиссаров).

В 1918 году автомобили базы, вслед за руководителями государства и правительства, были перевезены в Москву. По указанию Председателя ВЦИК Якова Свердлова в Манеже разместился гараж автомобильного отдела ВЦИК, а все автомобили, которые обслуживали Владимира Ильича Ленина, выделили из автобазы в отдельную группу (так называемый гараж Ленина), которая была размещена во дворе корпуса № 8 по Дворцовой улице. Старшим этой группы стал шофёр Ленина Гиль. К началу 1919 года большинство автомобилей, приписанных к автобазе СНК, были в ужасном техническом состоянии, а при их ремонте из двух, а иногда трёх машин механики собирали одну. В марте 1919 года в автобазе СНК числилось 48 машин, но действительно выехать в рейс могло лишь 15.

В конце 1920 года ленинский гараж в Кремле был выделен в самостоятельное подразделение. В 1921 году было организовано новое специальное автотранспортное предприятие – Гараж особого назначения (ГОН) при Совнаркоме, главой которого стал С.Гиль. В гараже на тот момент имелось пять автомобилей, а находился он в боярских конюшнях Кремля. В 1924 году, уже после смерти Владимира Ильича, гараж опять сменил название – Гараж особого назначения Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР, сменил хозяина – СНК и ЦК РКП(б) и обслуживал уже не только Председателя СНК СССР и его заместителей, но и отдельных членов Политбюро ЦК. Возглавлял его основной водитель Иосифа Виссарионовича Павел Удалов.

2 июня 1932 года СНК СССР было принято постановление № 375 за подписью Вячеслава Молотова «Об Особом гараже Кремля», в котором был всего лишь один пункт: «Выделить из Автобазы СНК СССР Особый гараж Кремля, оставив его в Кремле как самостоятельный гараж Кремля при СНК СССР», а 27 июня 1932 года на объединённом заседании Секретариата ЦИК СССР и ВЦИК было принято постановление «О слиянии гаражей транспортного отдела ЦИК Союза ССР и автобоевого отряда ВЦИК». С этого времени Гараж особого назначения стал единственным автомобильным предприятием для охраняемых лиц. Техническое оснащение гаража оставляло желать лучшего: автомобили были старые со значительным износом, запасных частей почти не было, что нередко приводило к аварийным ситуациям. В конце 1936 года автопарк гаража пополнился закупленными автомобилями «Паккард», в том числе несколькими бронированными, и отечественными автомобилями «ЗИС-101» и «ГАЗ-М-1».

В конце 1937 года в Первом отделе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР (отдел охраны руководителей партии и правительства) был создан гараж оперативных машин, который должен был обеспечить безопасность поездок охраняемых лиц на персональных автомобилях гаража особого назначения. 1 апреля 1940 года кремлевский гараж особого назначения вошёл в состав оперативных подразделений 1-го отдела НКВД СССР. 22 июня 1941 года Гараж особого назначения, как и все подразделения 1-го отдела, перешел на усиленный вариант несения службы. На 15 августа 1941 года гараж осуществлял транспортное обслуживание следующих охраняемых лиц: И. В. Сталина, В. М. Молотова, А. И. Микояна, А. А. Андреева, Г. М. Маленкова, Н. А. Вознесенского, А. С. Щербакова, Н. С. Хрущёва, К. Е. Ворошилова, С. К. Тимошенко, Г. М. Димитрова, А. А. Жданова, Н. М. Шверника, С. М. Будённого, А. М. Василевского, Г. К. Жукова, Б. М. Шапошникова, JT. М. Кагановича, Л. П. Берия, М. И. Калинина, В. Н. Меркулова, Н. А. Булганина, А. Я. Вышинского, В. В. Ульриха, М. М. Литвинова. 18 ноября 1943 года на Тегеранскую конференцию из Астары (железнодорожная станция на территории СССР), совершив 300-километровый марш, прибыли десять автомобилей гаража особого назначения. Иосифу Виссарионовичу и его группе личной охраны предназначались четыре машины — бронированный «Паккард», «Линкольн», «ЗИС-101» и «Кадиллак».

Остальные шесть автомобилей были предназначены для Молотова, Ворошилова и Берии. Отлично выполнив все задания руководства, автотранспортная группа вернулась тем же маршрутом на родину. В середине января 1945 года 35 автомобилей гаража особого назначения были направлены поездами в Крым для обеспечения участников Ялтинской конференции. Среди них находились несколько тяжёлых «Паккардов» со специальной защитой кузова. С середины 1946 года началась постепенная замена автопарка автомобилями отечественных марок «ЗИС-110», а позднее «ЗИМ», «ГАЗ-12», «ГАЗ-20» «Победа».

В 1946 году, в результате реорганизации органов государственной безопасности, гараж особого назначения вместе с Малым гаражом вошёл в состав Главного управления охраны МГБ СССР. В декабре 1947 года, по постановлению правительства, в гараж дополнительно было введено 30 транспортных единиц и создана особая группа (в количестве 9 автомашин) для транспортного обслуживания руководителей стран народной демократии. Также было выделено восемь автомобилей для обслуживания военно-политического руководства государства (в ранге маршала Советского Союза).

Горбачев

По госзаказу в 1950 году для гаража особого назначения был создан первый советский автомобиль со специальной защитой кузова «ЗИС-115» (бронированный). В конце 1940-х — начале 1950-х годов гараж особого назначения уже эксплуатировал лишь автомобили отечественного производства. Весной 1953 года гараж особого назначения был введен в состав 9-го Управления МВД СССР, а в 1954 году — в состав 9-го Управления КГБ при Совете Министров СССР. Во второй половине 1950-х годов советская автомобильная промышленность освоила производство автомобилей «ГАЗ- 21» «Волга», «ГАЗ-13» «Чайка», «ЗИЛ-111», которые стали использоваться в ГОН.

В 1967 году в гараж особого назначения поступили первые представительские автомобили высшего класса «ЗИЛ-114», в 1970—1980-е годы — «ЗИЛ-115», «ЗИЛ-117», «ГАЗ-14» «Чайка», а также автомобиль среднего класса «ГАЗ-З102» «Волга». Какими же автомобилями обеспечивалось передвижение руководителей партии и правительства СССР? Начнем с Ленина … В первые дни революции он получил в пользование французский лимузин марки «Турка-Мери» 28 с 4-цилиндровым 50-сильным мотором. Этот автомобиль был угнан прямо от ворот Смольного сотрудниками пожарной охраны из Выборга, которые перекрасив его из зеленого в черный цвет, пытались продать в Финляндию.

Машина силами питерской ЧК была найдена, похитители – расстреляны, а Ленин получил в пользование «Делоне-Бельвилль» 45 с закрытым 7-местным кузовом. Ленину неимоверно понравился новый лимузин с застеклённым со всех сторон кузовом, где имелся даже отопитель. Эта машина была повреждена во время покушения офицеров-фронтовиков на Ленина 1 января 1918 года. Ленин остался невредим, но автомобиль был прострелен насквозь в нескольких местах. Покушавшиеся были приговорены к расстрелу, но узнав, что немцы прорвали оборону, попросились на фронт, что им и позволили. Ленину был выделен такой же автомобиль, но с кузовом дубль-фаэтон.

Ленин

В Москве Ленин пользовался открытым «Делоне-Бельвиллем» 45CV из царского гаража, Троцкий пользовался императорским «Роллс-Ройсом» 1913 года, Луначарский ездил на реквизированном английском лимузине марки «Напьер». В распоряжении Феликса Дзержинского было два «Паккарда» — фаэтон и роскошный лимузин с кузовом ателье «Империал» 1916 года, которым так и не смог воспользоваться император Николай II.

Зимой 1919 года Владимиру Ильичу подобрали дачу — особняк в деревне Горки, куда он ездил на автосанях «Паккард». Однако, в конце февраля автосани сломались – окончательно вышел из строя сложный 12-цилиндровый двигатель. Следующим автомобилем Ильича стал императорский ландо «Рено», но и он долго ему не прослужил: в начале марта из-за небрежности водителя, выключившего в лютый мороз двигатель, были порваны трубки системы охлаждения. Новой машиной Ленина стал отличный фаэтон «Роллс-Ройс» Silver Ghost Alpine Eagle 1914 года с кузовом ателье «Баркер», до революции принадлежавший известному московскому издателю Рябушинскому. Это был лёгкий автомобиль с 4-ступенчатой коробкой передач и форсированным до 75 сил двигателем, который разгонял машину до скорости 125 км/ч. Зимой 1920 года, по просьбе Ленина, который хотел иметь автосани, один из первых поставленных Красиным «Роллс-Ройсов» с удлинённым 7-местным кузовом фаэтон и 65-сильным мотором отправили в Петроград на Путиловский завод для переоборудования. Переходим к Сталину. Первым персональным автомобилем Иосифа Виссарионовича был личный «Уохолл» матери российского императора Николая II.

Однако эта машина была довольно тяжела и очень неповоротлива. Уже в Москве Сталин попросил Дзержинского помочь найти ему 12-цилиндровый «Паккард». Позднее ему был куплен 6-цилиндровый «Паккард 333» 1926 года, 4,7-литровый 60-сильный двигатель которого разгонял автомобиль до 105 км/ч. После попытки покушения на Сталина 16 ноября 1931 года ЦК постановил: «Товарищу Сталину пешее хождение прекратить!» и для него был закуплен один из редчайших и интереснейших автомобилей за всю историю — «Кадиллак» 452b V16 1932 модельного года, на котором «другу всех детей» крайне нравилось ездить по Москве. Однако вскоре его заставили пересесть в закрытый автомобиль.

После убийства Кирова в декабре 1934 года подозрительный Сталин стал передвигаться только в бронированном лимузине. Вначале это был обычный для членов ЦК «Линкольн» КВ, но на своё 55-летие 21 декабря 1934 года Сталин неожиданно получил в подарок от президента США Франклина Делано Рузвельта красный бронированный «Паккард» Twelve 1207 1935 модельного года. Сталину очень понравился подарок: мощный обогреватель, обивка заднего салона с утеплением гагачьим пухом, шестиламповый радиоприёмник. Единственно, он приказал перекрасить автомобиль в строгий чёрный цвет...

В 1937 году были закуплены 52 лимузина «Паккард» Twelve 1508 по 4089 долларов каждый. 25 из них Сталин приказал бронировать на ЗИСе, один из которых он оставил себе. Позже были еще два «Паккарда» — 12-цилиндровый броневик 1937 года и короткий 8-цилиндровый клуб-седан 1938 года. Базовая модель лимузина весила 2,5 тонны, а броневик около 4,5 тонны. Стёкла, бывшие многослойными, имели толщину 7,5 сантиметра, что гарантировало безопасность, но немного затрудняло обзор, казалось, что смотришь из-под воды, так как особенностью многослойного стекла был зеленоватый туман.

Сталин

Бронированная плита находилась между рамой и днищем, а по кузову, багажнику и дверям толщина брони составила 8 мм. На крыше была удалена фанерная вставка, обтянутой дерматином, которая обеспечивала термокомпенсацию в салоне. Вместо неё был сварен панцирь из бронеплит. Колёса, несмотря на возросшую массу, были спицованными, но закрытыми декоративными колпаками. А что же Берия? Когда Берия переехал в Москву, он заказал для себя два 12-цилиндровых «Паккарда» — 5-местный седан-кабриолет серии 1508 с откидным верхом 1938 года от ателье «Роллстон» ценой в 5390 долларов для летних поездок и лимузин 1939 года в бюджетной версии за 4690 долларов. Закрытый вариант был лишён деревянной отделки салона, а передние крылья не несли запасных колёс, что для автомобилей такого класса было редкостью. Берия установил в НКВД четкую иерархию по закреплению автомобилей.

Сам нарком пользовался двумя 140-сильными лимузинами «Кадиллак-75» и одним «Бьюик» Limited. Руководство Красной армии тоже предпочитало первоклассные автомобили. Нарком Климент Ворошилов пользовался 12-цилиндровым «Паккардом» Twelve, Семён Будённый разъезжал на фаэтоне «Паккард» с 16-цилиндровым двигателем, а маршал Тухачевский до своего ареста ездил в огромном «Кадиллаке-75» с кузовом лимузин 1935 года.

Источники информации: 1. Киреев «Лимузины в боярских конюшнях» 2. Киреев «Мерседес» — Николаю, «Роллс-Ройс» — Ильичу»


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий