СССР

Эфрос.Режиссёр вне времени




Всё чаще и чаще слышно с экранов телевизора имя Анатолия Эфроса. Почти постоянно его вспоминают, о нём говорят, его постановки до сих подвержены критикой и до сих пор есть много согласных с его постановками и не согласных.

К сожалению, дифирамбы ему стали петь слишком поздно, его давно уже нет в живых. Но нам не привыкать! Так ведь всегда было. До смерти Высоцкого – его хаяли и запрещали, а когда его не стало – он вдруг стал любимцем всех и вся, и куча друзей возникло, и записи его вышли из-под запрета и книги со стихами стали издаваться. Вот то же самое случилось и с Эфросом.

Эфроса топтали и критиковали со всех сторон. Он ставил успешные спектакли и не очень, он работал с актёрами и даже спорил с артистами старого поколения, но при этом уважал и ценил старых актёров МХАТ (уж простите за старое название). Увы, свой театр он так и не создал.

 Свой – это здание, команда, актёры. Но где бы он ни работал, ему каждый раз удавалось создать свою атмосферу, свою маленькую команду, где были истинные и преданные его делу люди, и были простые лицемеры, которые при приближении опасности предавали своего режиссёра.

Последняя его остановка – Театр на Таганке. Да, он работал там. Но это случилось после скандального ухода, а точнее сказать, выдворения из театра и из страны опального Любимова. Эфрос согласился прийти в этот театр, но он пришёл не по приглашению бывшего режиссёра или труппы театра, а по назначению сверху. Вот это не восприняла труппа Любимова и стала практически вся в оппозицию к нему.

Из театра ушли Филатов и Смехов, от режиссёра ушли его друзья и ученики. В штыки воспринималось всякое доброе намерение, но тем не менее спектакли ставились. Как это похоже на то что произошло совсем недавно… Только на этот раз труппа театра выгнала самого Мастера, а именно Юрия Любимова. Выдворила ровно также как и Эфроса.

Вот только Эфрос не выдержал: случился инфаркт и летальный исход, Любимов ещё жив и ещё работает, но предательства не простил и на юбилей своего детища не пришёл. Кстати, из-за этого назначения Эфроса на его место, Любимов поссорился с режиссёром и перестал с ним общаться. Эфрос пытался вернуть хоть какие-то отношения, но Любимов был не приклонен и по возвращению в СССР даже не стал о нём вспоминать.

Эфрос запомнился всем ещё и своими уникальными телеспектаклями, в которых блистали Любимов и Даль. Это были телеспектакли «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» и «Страницы журнала Печорина». В последнем телеспектакле блистал не только Олег Даль, но и Андрей Миронов и Леонид Броневой и конечно же муза Эфроса – Ольга Яковлева.

 В «Мольере» интригующе играл Юрий Любимов, а рядом и Валентин Гафт, Леонид Броневой, Александр Ширвиндт, Лев Дуров и снова Ольга Яковлева. Эти две работы являются золотым фондом нашего телевидения, и они даже специально восстановлены, чтобы увидеть, как снимал Эфрос.
Он так и остался для нас непонятым, но великолепным режиссёром.


Делимся статьей:


Метки записи:

Комментарии Комментариев нет



Оставить комментарий










\